Евгений Овсянников о причинах провала регоператора по вывозу мусора в Туве

Мусорный оператор запятнал репутацию в Кызыле?

Мусорный оператор запятнал репутацию в Кызыле?
Город Кызыл, декабрь 2019 г.

Провал работы регионального оператора по вывозу мусора в Туве объясняется его нежеланием использовать имеющие в республике наработки.

Как сообщил министр строительства и ЖКХ Тувы Евгений Овсянников в 2017-2020 годах, не имея необходимой техники для осуществления своей деятельности, ООО «СТ-ТБО» не только не вложился в ее приобретение, но и не попытался задействовать имеющийся парк коммунальной техники, которая использовалась ранее для вывоза мусора. Показательно, что оператор, две недели назад объявивший о прекращении своих полномочий в Кызыле, за все время работы в Туве заключил только 64 договора, что чуть более одной десятой процента от всех 54 тысяч домохозяйств республики. Но при этом постоянно требовал от республики особых преференций для своей работы.

Постыдился бы…

«Региональному оператору надо постыдиться за такие слова, – заявил Евгений Овсянников, комментируя утверждения о том, что в республике ООО «СТ-ТБО» чинили препятствия в его деятельности. – Несмотря на то, что его документация была достаточно слабой, тем не менее, мы дали ему все необходимые полномочия для деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории всей республики».

Как сообщил бывший министр, позже выяснилось, что у «СТ-ТБО» нет ни собственной коммунальной техники, ни контейнеров. «У него по большому счету не было ничего для того, чтобы осуществлять свою деятельность, – заметил Евгений Овсянников. – Но в то же время оператору была предоставлена самая полная информация о перевозчиках, ранее занимавшихся вывозом мусора. С ними он мог вполне заключить соглашения, чтобы не допустить провалов на данном направлении».

Однако, по мнению Евгения Овсянникова, региональный оператор даже не собирался инвестировать средства в приобретение новой техники. «Все-таки это относится к предпринимательской деятельности, которая изначально требовала вложения собственных средств, – напомнил бывший министр. – В условиях конкурса прописано, что оператор должен был приобретать необходимую технику. Тем не менее, он это не сделал».

Евгений Овсянников

Ссылки на плохую собираемость платежей за вывоз мусора бывший министр считает несостоятельными

О том, каких результатов добился региональный оператор можно судить по тому, что за время своей деятельности им было охвачено чуть более одной десятой процента от всех имеющихся в республике домохозяйств. «Откуда у него будут деньги, если у него было заключено только 64 договора? – задался вопросом Евгений Овсянников – Это в то время как всего в республике насчитывается 54 тысячи домохозяйств».

При этом бывший министр не исключает, что  заключение договоров, скорее всего, не входило в планы оператора.  «Каким образом жители Хову-Аксы, Шагонара или Тандынского района должны был найти в городе Кызыле, где находится «СТ-ТБО», если оно уже третий раз меняет юридический адрес? – отметил Евгений Овсянников. – Думаю все-таки, что 64 соглашения были заключены благодаря настырности тех граждан, которые смогли самостоятельно найти регионального оператора».

 Власти на местах пытались помочь…                                      

Кроме того, региональный оператор сознательно игнорировал инициативы республиканского руководства назначить хотя бы в районном центре людей, которые занимались бы заключением таких договоров. Все председатели муниципальных образований представили кандидатуры, и были готовы выделить рабочее место для данных специалистов. «Но их просто не принимали на работу, ссылаясь даже на то, что у них нет личной машины, – отметил Евгений Овсянников. – Было сделано все, чтобы таких специалистов не было».

По инициативе властей республики несколько раз проводились совещания с участием представителей прокуратуры республики, которая неоднократно давала поручения районным прокурорам взять это дело на контроль. «Причем, они касались не только деятельности регионального оператора, – отметил Евгений Овсянников. – Были поручения, направленные к органам муниципальной власти, чтобы они также выполняли свои обязательства по взаимодействию с оператором».

По действующему законодательству, региональный оператор не имеет права поступать так, как это он сделал 17 марта, направив письмо о прекращении своих полномочий по вывозу мусора в городе Кызыле. «Он официально поставил нас в чрезвычайную ситуацию, злоупотребив своим положением монополиста, – сообщил Евгений Овсянников. – Поэтому пришлось объявлять чрезвычайную ситуацию».

Мэрия города отреагировала очень быстро и, как оказалось, весьма эффективно, порекомендовав возложить обязанности оператора в столице республики на МУП «Благоустройство», которое единственное имеет соответствующую лицензию. Однако это произошло после того, как региональный оператор соседней Хакасии официально отказался работать на территории Тувы, объяснив, что не может это выполнить физически. В то же время у МУП «Благоустройство» насчитывается почти 4 тысячи контейнеров и почти 40 единиц коммунальной техники. «Перед ними стоит огромная задача – оперативно устранить образовавшиеся свалки из-за того, что в некоторых местах годами накапливался мусор, – отметил Евгений Овсянников. – По тому, насколько эффективно стала выезжать коммунальная техника, можно предположить, что за ближайшие недели ситуация нормализуется».

Сырое законодательство

Объясняя, почему в 2018 году нельзя было выбрать другого оператора, бывший министр строительства и ЖКХ подчеркнул, что процесс отбора шел в условиях еще «сырого» законодательства. «Вся Россия тогда не знала, как это делать, но из заявившихся на конкурс трех компаний по формальным критериям подходила только ООО «СТ-ТБО», – отметил Евгений  Овсянников. – Мы могли бы, в принципе, и отклонить, но тогда бы не выполнили поручение федерального центра».

Только со временем стало понятно, что региональный оператор не искал возможностей для выполнения своих обязанностей, а наоборот, стремился найти причины для того, чтобы их игнорировать. «Вот поэтому мы пришли к тому, что сейчас даже ездить стыдно по городу Кызылу, который на самом деле всегда был чистым городом, – считает Евгений Овсянников. – Все контейнера переполнены».

Бывший министр также обратил внимание, что за два года подросла стоимость вывоза – от 15 до 60 рублей. «Однако, говоря о том, что у него плохая собираемость сборов за вывоз мусора, региональный оператор не купил ни одного контейнера, и, соответственно, не обеспечил раздельный сбор мусора, – заметил Евгений Овсянников. – Получается, что за негативное воздействие на окружающую среду он даже получает прибыль, а с властей республике постоянно что-то требует».

Круглый стол ОНФ

Cам же директор СТ-ТБО Владимир Попов, в декабре 2019 года,  находясь на круглом столе ОНФ, пожаловался на отсутствие конструктивного диалога и на долги населения и организаций. Общий долг за управляющими компаниями и бюджетными предприятиями на тот момент, по его словам составлял 28 млн. 665 тыс. рублей.

«Мы предварительно уведомляли министерства здравоохранения, образования и мэрию, что будет прекращен вывоз. Отправляли и повторные уведомления, — говорил Виктор Попов на площадке ОНФ, —Необходимо срочно наладить платежную дисциплину.

По мнению представителей Министерства строительства, региональный оператор должен полностью зайти в Туву, чего не было сделано за год. Им обслуживаются только семь муниципальных образований, включая Кызыл. В столице не начата работа с частным сектором. Отсюда и вялая собираемость денег.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру