В Туве чиновников учат не лайкать, а быть в кликовой доступности к народу

В Туве чиновников учат не лайкать, а быть в кликовой доступности к народу

В российском информационном пространстве появились сообщения о том, что Министерство экономики Республики Тува издало приказ. В соответствии с ним сотрудникам ведомства якобы должны выплачивать премию за активность в социальных сетях и лайки в аккаунтах главы региона.

Скрин из соцсетей

Позже выяснилось, что речь в приказе идет о реализации принципов федерального проекта «Открытое правительство». В соответствии с ними государственные и муниципальные служащие должны активно использовать современные информационные технологии в работе, чтобы обеспечивать своевременное рассмотрение обращений граждан, информирование населения о деятельности органов власти и получение обратной связи. О том, для чего это было сделано, на своей странице в Facebook рассказала пресс-секретарь главы Тувы Долаана Салчак, которая попыталась расставить все точки над «i»:

«Никаких специальных премий государственным служащим за работу в соцсетях, конечно же, не существует. Более того, эта обязанность закреплена в федеральном законе, который так и называется – «О порядке рассмотрения обращений граждан». Почитайте его, и вы увидите, что он даже административную ответственность за нарушение этого порядка предусматривает. Словом, работа с письменными обращениями граждан – это одна из важнейших частей функционала каждого госслужащего и, пожалуй, самый важный критерий оценки его профессиональных качеств.

С развитием информационных технологий и внедрением их в деятельность органов государственной власти к обращениям граждан относятся и обращения через Интернет. На сайтах госорганов специально для таких обращений открыты электронные приёмные, с помощью которых любой человек может написать просьбу или жалобу, не выходя из дома. И должностное лицо или ведомство обязано в отведённые законом сроки дать ответ обратившемуся. То, как эта работа ведется каждым конкретным служащим органов власти, тоже учитывается, в том числе и в вопросе поощрительных выплат. Что, согласитесь, естественно.

тот скрин, который вызвал вопросы

Однако интернет, а вместе с ним и формат коммуникаций органов власти с обществом, с каждым днем расширяется, предоставляя участникам новые возможности. Практика показывает, что на сегодня самым удобным сервисом для обсуждения общественно значимых вопросов, включая действия власти, являются социальные сети. По крайней мере, граждане предпочитают именно этот ресурс, во многом благодаря его анонимности и обезличенности. Конечно, из-за анонимности участников различных пабликов они на 70-80 % засорены повторяющейся информацией. Подчас эти ресурсы даже специально используются для провокационных вбросов, политических дезинформаций.

Тем не менее, массив сведений, которые публикуются на такого рода страницах, представляет для органов власти сугубо служебный интерес. Во-первых, как самый оперативный способ увидеть совершенно конкретные проблемы конкретных муниципалитетов, а за ними по логической цепочке - пути решения и конкретных ответственных. Во-вторых, соцсети – при всей их замусоренности, а порой и ангажированности это достаточно объективный и полный срез общественных настроений, подсказывающий власти, что она упустила или не так сделала.

Так, Глава республики на прошлой неделе благодаря соцсетям практически вручную управлял ситуацией с подключением к централизованному теплоснабжению объектов социальной сферы и жилья.

Больше того, у Главы есть собственный аккаунт почти во всех социальных сетях. Любой пользователь интернета может написать ему о чём угодно, обратиться с каким угодно вопросом. Уверяю вас, что эти вопросы в том или ином виде транслируются Главой почти на каждом аппаратном совещании. И превращаются в поручения для конкретных министров. Но чаще всего Шолбан Валерьевич даже не ждёт понедельника, а сразу звонит или пишет распоряжение на смарт вице-премьеру или министру, в чьё ведение входит предмет обращения. Иногда это делается публично, как в случае с вопросами организации перевозок школьников.

Кстати, многие, наверное, заметили, что Глава нашей республики – достаточно продвинутый интернет-пользователь. Только ВКонтакте у него около 40 тысяч подписчиков, еще больше гостей. Он очень высоко ценит возможность прямого контакта с людьми, кто бы это ни был. Потому что для него, как первого лица региона, это ещё и возможность быстрого поиска решений возникающим вопросам, без лишней волокиты и бюрократии.

Так вот, по этой причине Глава не только сам активен в интернете, но требует того же от своих заместителей и министров. И это, я считаю, справедливо! Хотя бы потому, что тогда его блоги не заваливали бы вопросами, которые вполне мог бы решить глава поселения или даже его заместитель.

Другое дело, что каждый из подчиненных премьера по-своему выполняет установку Шолбана Валерьевича. Признаюсь, трудно бывало переломить сознание какого-нибудь зампреда или министра, или руководителя муниципалитета. Я знаю, что в этом году сразу несколько глав районных администраций завели в соцсетях личные страницы и пытаются вести их. Понемногу и министры начинают выходить из тихих кабинетов в публичное интернет-пространство. Пусть пока никто из них не решился на персональный аккаунт, доступный всем. Но многие используют существующие паблики, а также страницу Главы республики, как самую посещаемую и самую содержательную в плане актуальных для власти тем, которые поднимает народ.

Согласитесь – нет ничего плохого в том, что чиновник, тем более высокопоставленный, пойдет в народ, пусть даже посредством интернета. Даже наоборот! Расстояние от обывателя до власти предержащих сокращается до одного клика. Никаких тебе предварительных записей на приём, ожиданий, писем, «испорченного телефона» бюрократической машины.

Что касается так называемых «документов» Минэкономики. Ну, конечно же, в них речь идет не о лайках и репостах. В ведомости виртуальной активности сотрудников министерства, насколько я поняла, учитывается количество выступлений с разъяснениями на обращения интернет-пользователей по абсолютно конкретным вопросам – от цены на уголь до порядка участия в конкурсах на предпринимательские гранты.

Кому-то показался смешным сам факт издания приказа, побуждающий сотрудников министерства к активности в интернете. Что ж, это действительно выглядит не очень привычно. Во всяком случае, ни в одном из российских законов нет положений, заставляющих госслужащих или ведомства реагировать на обращения граждан, прозвучавшие в социальных сетях. ПОКА нет! Но мне кажется, что недалёк тот день, когда и соцсети, которые возникли как банальная «болталка», станут таким же официальным источником информации, как любое зарегистрированное СМИ.

Так что вполне возможно, что и правы руководители Минэкономики республики, что приравняли интернет-сообщения к письменным обращениям и включили работу с ними в критерии оценки труда своих сотрудников. И правда – если проблема серьезная и актуальная, затрагивающая интересы тысяч и тысяч человек, то какая разница, в каком виде и с какой площадки она прозвучала».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру