Тува: ЛДПР лихо растеряла свой опыт и потенциал

Редкий младожириновец добрался до выборов в Туве

Редкий младожириновец добрался до выборов в Туве
Бывший лидер Игорь Френт с активом регионального отделения ЛДПР, который практически распался после захвата партии перебежчиками . Фото tuva.ldpr.ru, 2018 г.

Наверное, не было еще в Туве такой избирательной кампании, в которой так бы не опростоволосилось региональное отделение Либерально-демократической партии России. Пытаясь претендовать на 90 мандатов в представительных органах власти пяти районов республики, ЛДПР смогла зарегистрировать только 10 кандидатов. Списки своих кандидатов партия смогла протолкнуть только после того, как суды пошли им навстречу, понимая, что все сроки со сдачей документов тувинские младожириновцы давно пропустили. Благодарить за это они должны исключительно свое ротозейство – у партии большие проблемы с подготовкой документов и сроками их сдачи в избиркомы.

Не проспать выборы

До единого дня голосования осталось менее двух недель, но до сих пор непонятно, примет ли, например, представитель либеральных демократов Орлан Кенден участие в довыборах депутата Верховного Хурала по одномандатному округу Правобережный № 1. На голосование в Правобережном, Южном и Кожзаводском микрорайонах уже зарегистрировано пять кандидатов, представляющих такие политические партии, как «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, «Коммунисты России» и «Казачья партия РФ». Однако имени Орлана Кендена в окончательном списке пока нет.

Вообще-то кандидатам от парламентских партий не надо собирать подписи, но не сбор подписей стал камнем преткновения для либерального демократа. Говорят, он просто прозевал все сроки сдачи документов, в результате чего территориальная избирательная комиссия отказала ему в регистрации. Теперь эта история переживает агонию, находясь в судебных инстанциях. Сначала Кызылский городской суд отказал Орлану Кендену в иске против избиркома, но его решение отменил Верховный суд республики, рассмотрев апелляцию. Но и это решение уже обжаловано избиркомом в Восьмом кассационном суде РФ, практически не оставляя либеральному демократу времени на агитацию.

Доползти до выборов

Разворачивающиеся в Правобережном округе перипетии – только верхушка айсберга. Сдавать документы в срок тувинские жириновцы так и не научились. Изначально ЛДПР претендовало на 90 мест в Хуралах представителей пяти районов республики. Такая круглая цифра не должна никого вводить в заблуждение. Реальный актив партии на поверку оказался вдвое меньше – 48 человек, часть из которых решили одновременно попробовать свои силы стать депутатами нескольких представительных органов в Овюрском и Кызыльском районах. Дошедших до финала количество зарегистрированных кандидатов от ЛДПР вызывает слезы – из почти полусотни претендентов до этапа регистрации их добрело только 8 человек.

Похоже, в таком раскладе территориальное отделение ЛДПР может винить, прежде всего, только себя. Куролесить либеральные демократы начали с самого начала избирательной кампании. Национальные забавы начались с попыток забыть свое криминальное прошлое. Пять выдвиженцев от ЛДПР удивительным образом забыли указать, что когда-то они имели проблемы с законом. Одних суды приговаривали их пусть к условному, но все-таки сроку лишения свободы, других – к довольно крупным штрафам.

Кто есть кто?

Едва ли не подпольно проходили конференции, на которых происходило выдвижение кандидатов региональное отделение ЛДПР. Вообще-то политическая партия обязана уведомлять о проведении таких мероприятий. Однако, как рассказал наш источник, например, конференция по выдвижению кандидатов в Хурал представителей поселка Каа-Хем и Хурал представителей Кызылского района прошла без участия представителя избиркома.

Настоящий бардак начался, когда вдруг стало выясняться, что на мероприятиях принимались одни решения, а в избиркомы стали поступать другие. Совершенно не краснея, лидеры ЛДПР принесли в избирательную комиссию республики документы на кандидатов, о которых даже не говорилось на внеочередной конференции регионального отделения. На этом собрании присутствовал представитель избиркома, который был очень удивлен, когда узнал, что Айбек Маады стал уполномоченным представителем, который должен от партии представлять для заверения списки кандидатов в избирательные комиссии. При этом на конференции фамилия политика, сбежавшего от коммунистов, даже не фигурировала.

Бездокументарный оборот

В ходе кампании либеральные демократы буквально сразили территориальные комиссии низким уровнем подготовки документов, связанных с выдвижением кандидатов. При этом создавалось впечатление, что отделение делает все возможное для того, чтобы ее кандидаты не прошли регистрацию. Например, в представленных на выдвижение в Хурал представителей Бай-Тайгинского района, отсутствовала нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения.

Документы, предоставленные в неустановленной законом форме, стали настоящим бичом для ЛДПР. Именно из-за них 29 июля было отказано в заверении списков кандидатов, выдвинутых в Хурал представителей Бай-Тайгинского и Каа-Хемского районов, Хурал представителей Каа-Хеме, Сарыг-Сепа и Хандагайты. При этом у партии была возможность исправить неправильно оформленные бумаги. Представители ЛДПР просто проигнорировали настойчивые приглашения появиться в избиркомах, чтобы внести необходимые исправления.

За пределами сроков

Вполне естественно, что партия пыталась в судебном порядке оспорить решения избиркомов. В четырех случаях судами было предложено повторно рассмотреть вопрос о заверении списка ЛДПР, а в одном случае заставили внести в список недостающую фамилию. С такими решениями избиркомы спорить не стали, но их представители настаивают на том, что последним днем для подачи документов было 29 июля. «Факт остается фактом, – говорят в избиркомах. – Все недостатки в документах, которые были допущены либеральным демократами, были исправлены за пределами сроков на предоставление документов».

Примечательно, что в Бай-Тайгинском и Каа-Хемском районах ЛДПР также могла рассчитывать на обжалование решений территориальных избирательных комиссий, отказавшей ей в регистрации списка кандидатов. Но в очередной раз либеральные демократы проявили ротозейство, по срокам опоздав с подачей своих исковых требований.

Сборище перебежчиков

Не секрет, что нынешнее региональное отделение ЛДПР стало в последнее время местом для перебежчиков из других партий. Из стана КПРФ перешел не только уже упоминавшийся Айбек Маады, но и Геннадий Сыдам-оол, а Айбек Сандак-Доржу и Валерий Ховалыг до того, как приткнуться к либеральным демократам, успели побывать членами не только «Единой России», но и «Справедливой России». Все они, наверняка, не имеющие идеологических ориентиров, уже по несколько раз безуспешно пытались стать народными избранниками.

Так что жалобам членов избирательных комиссий на некорректное поведение либеральных демократов удивляться не приходится. Говорят, что членов комиссий неоднократно провоцировали на конфликтные ситуации. ЛДПР, которая по оценкам социологов, могла бы  рассчитывать на 7% голосов жителей республики, расплачивается за то, как лихо она  растеряла всего за год свой опыт и потенциал.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру