Два проекта «Сибирского соглашения». Ассоциация предлагает восстановить советскую сеть авиамаршрутов и разгрести золоотвалы

Стремимся к тому, чтобы «Сибирское соглашение» влияло на федеральную повестку

Стремимся к тому, чтобы «Сибирское соглашение» влияло на федеральную повестку

В пятницу, 29 марта, на площадке Красноярского экономического форума под председательством главы Тувы Шолбана Кара-оола состоится заседание Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС). Повестка дня объединения сибирских регионов включает два актуальных вопроса, о необходимости решения которых давно говорят специалисты. МАСС собирается предложить вариант создания нормативно-правовой базы, которая позволила бы решить проблему переполненных золоотвалов страны путем использования их содержимого для рекультивации отработанных карьеров. Кроме того, на заседании планируется рассказать о реализации проекта по формированию сети авиамаршрутов, которые должны протянуться в труднодоступные районы Сибири с использованием малой авиации. Исполком ассоциации выдвигает вполне конкретные предложения, способные воссоздать в Сибири сеть авиационных маршрутов, существовавшей во времена Советского союза.

Когда золохранилища переполнены

«Стремимся к тому, чтобы «Сибирское соглашение» влияло на федеральную повестку – заявил председатель межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение Шолбан Кара-оол, комментируя ближайшее заседание межрегиональной ассоциации, который пройдет в рамках Красноярского экономического форума. – С одной стороны, у нас в Сибири некоторые насущные проблемы страны видны яснее. Мы, сибиряки, можем предложить очень конкретные и серьезные варианты их решений».

На заседании Совета предполагается рассмотреть довольно острый вопрос, связанный с тем, что в стране переполнены хранилища, где содержатся зола и шлаки. «С ними надо что-то делать, – отметил Шолбан Кара-оол. – Некоторые специалисты прогнозируют, что затраты на ликвидацию золы будут расти, а это может сильно ударить по карману потребителя теплоэнергии».

Как отмечают в исполкоме ассоциации, в стане в этой сфере деятельности нет нормативно-правовой базы, которая стимулировала бы использование шлаков. «В результате многие из них выглядят как переполненная чаша, для которой достаточно одной капли, чтобы все потекло через край, – считает председатель исполнительного комитета МАСС Геннадий Гусельников. – Сегодня новые золохранилища необходимо выносить за пределы населенных пунктов, из-за чего капитальные затраты на ликвидацию золы будут очень большими».

Засыпать карьеры

Глава Тувы считает неправильным, когда в России зола и шлаки используются не более чем на 6%. «В то же время Германия, США, Япония, и даже Индия и Китай используют в своем хозяйстве не менее 70%, – заявил Шолбан Кара-оол. – В Дании и Голландии вообще процент использования золы и шлаков находится на уровне ста процентов».

Как отмечают в ассоциации, утилизация золы и шлака не должна быть связана с использованием золы в строительных материалах, что не очень нравится нашим гражданам. В феврале на заседании экспертного совета МАСС под руководством губернатора Иркутской области Сергея Левченко, который возглавляет координационный совет ассоциации по экологии, был разработан механизм решения этой проблемы.

«Мы просто предлагаем нормативно-правовую базу, которая позволяла бы использовать золу и шлаки для рекультивации брошенных карьеров, – отметил председатель исполнительного комитета МАСС Геннадий Гусельников. – Засыпанные по определенной технологии они могут закрываться плодородным слоем грунтам. Тем более, что зола сама по себе не представляют особого вреда, и относится к пятому, практически не опасному классу отходов».

Ремоторизация авиации

«Малая авиация нужна Сибири как воздух – сообщил председатель Совета МАСС, глава Тувы Шолбан Кара-оол. – Конечно, в идеале хотелось бы не только восстановить существовавшие авиационные связи, но и сделать так, чтобы авиамаршруты к отдаленным территориям Сибири были тесно связаны с существующими российскими хабами и пересекались с международными авиалиниями».

Для подготовки проекта исполком межрегиональной ассоциации провел довольно серьезную аналитическую работу. «Проект изначально не должен предполагать огромных материальных затрат, – сообщил председатель исполнительного комитета МАСС Геннадий Гусельников. – Он рассчитывался с учетом того, что ранее во времена Советского союза существовала довольно разветвленная сеть авиамаршрутов».

В качестве базовой модели был выбрана глубоко модернизированная версия труженика малой и сельскохозяйственной авиации СССР – биплан Ан-2, в народе широко известный под названием «кукурузник». «На сибирских авиапредприятиях сегодня вполне возможно провести так называемую ремоторизацию, связанную с заменой мотора, – отметил Геннадий Гусельников. – В результате самолет становится выскоэкономичной машиной, для которого подойдет самая неприхотливая взлетно-посадочная полоса и авиационный керосин отечественного производства».

Межрегиональной ассоциацией был проведен учет всех взлетно-посадочных полос сибирского региона, которые могут принимать такого типа самолет. Оказалось, что из 360 аэродромов Сибири, где в советское время эксплуатировалось 1200 внутренних воздушных линий, 178 уже готовы принимать модернизированный самолет АН-2. Проектом предусмотрено дополнительное строительство еще 80 новых площадок, а всего в рамках сибирского региона планируется задействовать 260 аэродромов.

«Взлетно-посадочные полосы сегодня достаточно оснастить несложным авиационным оборудованием – отметил Геннадий Гусельников, отметив, что в проекте просчитано, что для региона будет достаточно 40 аэродромов постоянного базирования, которые будут заниматься техническим обслуживанием самолетов – Кроме того, дополнительно потребуется подготовка порядка 7 тысячи летчиков и сотрудников аэродромов».

Просчитать пассажиропоток

Каждому региону «Сибирское соглашение» готово сформировать индивидуальный инвестиционный проект. В нем будут просчитаны прогноз пассажиропотока, экономическая эффективность каждого маршрута, а также вероятная стоимость авиаперевозок с учетом субсидий.

«Идеальным вариантом было бы создание профессиональной ассоциации, куда вошли бы работающие на территории Сибири авиакомпании, – отметил Геннадий Гусельников. – Такой механизм позволил бы авиаперевозчикам видеть все перспективы сибирской авиационной сети, связанные с комплексным развитием маршрутов».

Как оказалось, предлагаемый проект уже используется в Забайкалье. «Оказалось, что воссоздать сеть авиамаршрутов вполне реально, – заметил Шолбан Кара-оол. – Руководство страны ставит задачу повышения экономической связанности территории России, а количество регулярных пассажирских авиационных маршрутов, которые должны проходить мимо Москвы, должно была быть увеличено до 50%.».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру