Политологи: Начал формироваться новый цельный образ Тувы

25.12.2018 в 05:19, просмотров: 304
Политологи: Начал формироваться новый цельный образ Тувы

Уходящий 2018 год стоило бы записать в актив Республики Тува, которая по ряду ключевых показателей вырвалась в лидеры Сибирского федерального округа. Благодаря усилиям Главы региона Шолбана Кара-оола, республика довольно существенно изменила представление о себе. Некоторые политологи уже назвали это явление «сменой имиджа», но на самом деле Тува весь 2018 год целенаправленно ломала стереотипы своего восприятия, показывая себя вполне успешной республикой, которой по силам развивать промышленность и сельское хозяйство, бороться с преступностью, принимать международные делегации высочайшего уровня, а также быть локомотивом транспортного развития сибирского региона. Можно сказать, что уже начал формироваться новый цельный образ республики, которая не желает быть аутсайдером процессов, происходящих в стране.

Имидж не может быть надуманным

«Уходящий год стал временем серьезной сменой имиджа Тувы, – считает член попечительского совета фонда «Открытая власть» Егор Петров. – Можно сказать, что республика уже точно не выглядит этаким гадким утенком». Как отмечает эксперт, если раньше еще можно было как-то говорить по провинциальность республики, то сегодня такие разговоры стали неуместны. «Парадигма сменилась после того, как здесь стали проводиться международные встречи на самом высоком уровне, – полагает Егор Петров. – Поэтому всем уже стоит забыть о Туве, как о таежной глухомани».

Самым показательным примером нового образа республики стал июнь уходящего года, когда Тува принимала саммит министров обороны стран СНГ. В Кызыле под председательством министра обороны России Сергея Шойгу прошло заседание Совета министров обороны стран СНГ. В нем приняли участие военных ведомств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана, а также представители исполкома и рабочих органов СНГ.

Прием столь представительных делегаций в Туве стал возможен после того, как в начале года в республиканской столице открылся новый отель «Эне-Сай», взятый в управление компанией «Azimut Hotel», у которой есть целая сеть отелей в России, Германии и Австрии. Он сразу радикально изменил ситуацию на местном рынке гостиничных услуг, где раньше не было отелей с категорией выше двух звезд. «Azimut Hotel Эне-Сай» стал первой в республике гостиницей, которой официально была присвоена высшая 5 категория звездности, а наличие номеров высокой комфортности и нескольких залов для заседаний, давало возможности республики принимать высокопоставленные делегации.

Почетным гостем саммита стал министр обороны Монголии Нямаагийн Энхболд, с которым Сергей Шойгу обсудил вопросы военного и военно-технического сотрудничества. Показательно, что для того, чтобы посетить саммит, делегация вот главе с монгольским министром сначала совершила авиаперелет из Улан-Батора в приграничный Улангом, откуда ей пришлось добираться до Кызыла автомобильным транспортом. Столь непростой путь монгольской делегации пришлось проделать, несмотря на то, что еще в середине февраля аэропорт города Кызыла приступил к эксплуатации реконструированной взлетно-посадочной полосы, способной принимать среднемагистральные авиалайнеры.

Но напрямую монгольская делегация прилететь не могла, поскольку в аэропорту Кызыла отсутствовал пограничный пункт. Впрочем, еще до саммита министров стран СНГ, куда министру обороны Монголии пришлось проделать по земле путь длинной в 450 км, глава Тувы поставил цель добиться присвоения воздушной гавани Тувы международного статуса. «Удлинение ВПП до 2700 метров не просто позволяет полосе получить статус Б, но становиться серьезным преимуществом, – отметил Его Петров. – Достаточно вспомнить о том, как несколько лет назад аэропорт Горно-Алтайска, благодаря более длинной ВПП получивший возможность принимать среднемагистральные самолеты, оставил вне конкуренции аэропорт Бийска, хотя условия подлета к нему были значительно лучше».

«Трудно делать бизнес на перекладных, – говорил Шолбан Кара-оол через полгода на заседании Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), доказывая необходимость получения Кызылом статуса международного аэропорта, через который можно было бы наладить авиасообщения между Улан-Батором с Новосибирском и Красноярском. – Сегодня в столицу нашего ближайшего соседа – Монголии прямой рейс доступен только из Иркутска или Улан-Удэ». К этому моменту новая взлетно-посадочная полоса привела в движения внутрироссийские авиарейсы. Республике удалось добиться субсидирования из федерального бюджета полетов по традиционным маршрутам в Новосибирск, Красноярск и Иркутск, а в середине декабря уходящего года удалось возобновить долгожданный прямой авиарейс из Кызыла в Москву.

Изначально Совет МАСС должен был проходить в Кызыле, к чему республиканская столица активно готовилась. Но только в последний момент он вместе с заседанием совета полномочного представителя президента России в Сибирском федеральном округе Сергея Меняйло был перенесен в Новосибирск. «Думаю, что перед всеми, кто должен был принять участие в этих мероприятиях, а это не только главы сибирских регионов, но и немалое количество федеральных министров, было бы не стыдно, – считает Егор Петров. – У преображающейся столицы республики с европейского уровня Национальным музеем и архитектурно-скульптурным ансамблем «Центр Азии» есть что показать».

Кстати, саммит министров обороны проходил в республике одновременно с Всеармейским конкурсом «Военное ралли – 2018», ставший российским отборочным этапом для участия в Армейских международных играх, в которых участвовали военные из Египта, Китая, России и Узбекистана. Они состоялись два месяца спустя, показав, что Туве вполне по силам стать местом проведения соревнований международного уровня.

Не подчиняйтесь стереотипам

«Уходящий год стал для Тувы годом ломки стереотипов, – считает эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов. – Если раньше о республике говорили как о дотационном регионе, который не приспособлен к развитию, то последние экономические показатели опровергают доводы скептиков».

Эксперт обратил внимание, что никого из специалистов не удивил достижения республиканских угольщиков. Еще в прошлом году в Туве был побит рекорд 1990 года, когда на ее территории было добыто 1,068 млн тонн угля, а в декабре прошлого года горняки «Межегейуголя» даже установили всероссийский отраслевой рекорд по проходке. К концу нынешнего года горняками было добыто уже более 1,6 млн. тонн, что на 4% больше прошлогоднего. Именно за счёт добычи угля республика два года подряд находится на втором месте в Сибири по промышленному индексу. «И это не предел, поскольку под нашими ногами находится угольная подушка в 20 млрд тонн, – говорил глава Тувы, когда в августе поздравлял горняков республики с днем шахтера. – Тройка действующих угольных компаний «ТГК», «ТЭПК» и «Межегейуголь» разрабатывают колоссальный по своим запасам Улуг-Хемский угольный бассейн».

Еще больше в 2018 году прибавил обрабатывающий сектора экономики, по предварительным данным, выросший на 12,2%. Например, в пищевой перерабатывающей промышленности почти в 3 раза отмечен рост мяса, а поголовья птицы – в 4,7 раза по сравнению с прошлым годом (до 74,4 тысяч голов). Только за счет запуска птицефабрики в Кызылском районе, практически в 5 раз (до 6,6 млн штук) увеличился выпуск яиц, которые стали даже экспортировать в Монголию.

Большим сюрпризом для специалистов стали достигнутые успехи Тувы в растениеводстве. В завершившемся сезоне республика, где в структуре сельскохозяйственной экономики всегда традиционно преобладало животноводство, не только существенно расширила посевные площади зерновых, но и собрала урожай в три раза больше прошлогоднего. При этом в республике сбор пшеницы увеличился 2,5 раза, а урожай ячменя вырос в 8 раз.

Формула успеха базировалась на двух показателях. С одной стороны, довольно существенно были увеличена общая посевная площадь республики, которая достигла 33,5 тысяч гектаров. Только в одном Тандинском районе площади под зерновые увеличились в 4,5 раза. С другой стороны, была сделана ставка на техническую модернизацию и обновление парка сельскохозяйственной техники. Все это стало приоритетом деятельности правительства республики. В результате чего практически все обновившие свой парк хозяйства в итоге стали флагманами зерноуборочной кампании. «Наше сельское хозяйство нуждается в техническом перевооружении, – говорил Шолбан Кара-оол. – Мы с правительством, отстаивая позицию повышения производительности труда, будем поддерживать тех, кто работает на основе современных технологий, и будем готовы оплатить 50% затрат на приобретение новой техники».

Почти взрывной эффект в уходящем году был произведен в международной торговле. После того, как республике удалось добиться разрешения на провоз древесины через КПП «Хандагайты» резко увеличилось количество участников внешнеэкономической деятельности. «За полгода объемы экспорта через Тувинскую таможню выросли в 7 раз? – заявил Шолбан Кара-оол. – Десятки тувинских, красноярских и хакасских предпринимателей нашли благодаря нашему «окошку» новых покупателей своей продукции».

Ломающими привычные стереотипы стали последние данные статистики. Вопреки ожиданиям скептиков, убежденных в депрессивности Тувы, статистика неожиданно опровергла эти утверждения. За 10 месяцев нынешнего года республика заняла второе место в Сибирском федеральном округе миграционному приросту населения. Вместе с Республикой Алтай она вошла в тройку сибирских регионов, где органы статистики отметили положительную динамику, уступив первую позицию только Новосибирской области, которая и так после Москвы и Московской области занимает третье место в России по количеству приезжих из стран ближнего зарубежья. «Многие наверняка помнят «раздутую» в ряде федеральным СМИ кампанию о «выдавливании русскоязычных предпринимателей из республики», – считает член попечительского совета фонда «Открытая власть» Егор Петров. – А сколько копий было сломано, когда говорилось, что из Тувы, как из депрессивного региона бегут люди».

«Одной из таких моментов, который не только сломал привычные представления о Туве, но и послужил залогом ее нового имиджа, стала борьба с преступностью, – считает Андрей Тихонов – Республика, куда раньше боялись приезжать обычные туристы, преобразилась». Была сделана ставка на плотное взаимоотношение с правоохранительными органами, в результате чего новому министру внутренних дел Александру Щуру удалось не просто стабилизировать криминальную статистику, которая в последние годы росла, но и добиться снижения показателей. Важнейшим фактором на пути стабилизации стала активная политика в области деалкоголизации населения, для чего в республике были введены довольно жесткие ограничения по продаже вино-водочных изделий.

Как отметил на днях Глава Тувы Шолбан Кара-оол, оперативная обстановка в республике находится под контролем. «В нынешнем году произошло снижение числа преступлений на 22%», – заявил руководитель республики, который требует принятия самых серьезных мер, чтобы оградить молодежь от влияния криминальных структур. – Все особенно важно, поскольку, как правило, преступность на территории республики носит рецидивный характер».

Новый образ республики

«Тува в последнее время устойчиво демонстрирует подъем в самых различных направлениях, – считает директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. – Стоит отметить, что в очередном «Рейтинге Власти» (Всероссийский рейтинг губернаторов по федеральным округам) подготовленном Центром развития региональной политики (ЦРРП) Тува демонстрирует рост – на 17 пунктов, перемещаясь с последней строчки на 9 место среди субъектов Сибирского федерального округа».

Но в середине года в рейтинге Минфина России Тува неожиданно для многих заняла 8 место по динамике прироста собственных доходов. Еще в прошлом году доходы республиканского бюджета увеличились за счет роста поступлений от налога на прибыль, а также налога на имущество организаций. Высокие темпы развития республики, которые были продемонстрированы на протяжении уходящего года, совсем недавно были оценены на уровне правительства России. На днях стало известно, что Тува вместе с Иркутской и Новосибирской областями вошла в список трех сибирских регионов, которые получат довольно существенные правительственные гранты. «Грант правительства РФ – это признание федеральными экспертами того, что в регионе работа ведется в нужном направлении, – считает Илья Гращенков – Значит, у регионов есть ресурсная база, потенциал и конкретные шаги по реализации этого потенциала, в частности через налоговую систему».

Изменение образа республики уже отметили коллеги Шолбана Кара-оола по губернаторскому цеху. В начале марта губернаторы сибирских регионов утвердили главу Тувы председателем Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Это событие стало предметом особого анализа российских политологов, обративших внимание, что новый председатель оживил деятельность МАСС. Организация, которая была создана 28 лет назад, с приходом Шолбана Кара-оола обрела новый импульс. «Шолбан Кара-оол — опытный губернатор, – отметил директор «Центра деловой жизни» Андрей Кузнецов. – И, возможно, он единственный, кто сможет из этого ресурса извлечь практическую пользу».

«Есть особое наслаждение изучать транспортные проекты, которые инициирует Шолбан Кара-оол в рамках «Сибирского соглашения», – считает Егор Петров. – С картой в руках особенно рельефно чувствуются все тактические шаги нового председателя межрегиональной ассоциации, которые направлены на решение стратегической задачи, связанной с созданием трансграничных транспортных коридоров».

Как считает политолог, даже за теми проектами, которые на первый взгляд кажутся незначительными, как дорога из Монгун-Тайгинского района в Кош-Агач или ремонт автодороги в Кемеровской области за райцентром Тисуль, виден комплексный подход. «Причем новый председатель МАСС довольно грамотно делает тактические шаги, – отметил Егор Петров – Это правильный подход, когда Глава Тувы настаивает на передаче федералам автодороги до Эрзина, а высвободившиеся средства предлагает направить на ремонт трассы Абаза – Ак-Довурак. В конечном счете, все эти усилия формируют транспортное единство приенисейских территорий, где точкой выхода за внешний периметр остается КПП «Хандагайты», на реконструкцию которого уже выделены федеральные деньги».

Как отмечают политологи, руководитель Тувы правильно делает, что сосредотачивается на выполнении локальных задач. «Любые перспективные инновационные проекты и реновации должны опираться на удовлетворительную внутреннюю инфраструктуру, – отмечает Илья Гращенков. – Кроме того, возможно при реализации программы пространственного развития – проекта «Енисейская Сибирь» или наращивания межрегиональных связей с соседними регионами Сибири, например, с Хакасией, Тува получит возможность качественного экономического прорыва».