Ликвидация Конституционного суда Тувы может стать актуальной повесткой российских регионов

Ликвидация Конституционного суда Тувы может стать актуальной повесткой российских регионов

Глава Тувы Шолбан Кара-оол объявил о планах ликвидации Конституционного суда республики. Причиной столь радикального шага руководитель республики назвал его бездействие, в то время как на его содержание тратится ежегодно до 30 млн рублей. Специалисты отмечают логичность инициативы Шолбана Кара-оола, который, назвав «нонсенсом любое иждивенчество», закрепил своей инициативой новый тренд современной России. Повестка дня большинства региональных парламентов в последнее время уже не вызывает необходимости оценки их нормотворчества, в связи с чем субъекты Российской Федерации будут все чаще отказываться от Конституционных и Уставных судов.

«Тему, которую задал глава Тувы Шолбан Кара-оол, очень интересная с правовой точки зрения, – считает известный новосибирский юрист Константин Зиновьев. – Практически во всех субъектах РФ предусмотрена возможность существования либо Конституционных судов, либо судов, которые должны заниматься уставами регионов».

В то же время, как обратил внимание эксперт, отсутствие серьёзного по объему и содержанию нормотворчества законодательных органов краев, областей и национальных республик, привело к тому, что перестала возникать необходимости их какой-либо оценки. «Картина, которая наблюдается в Туве, характерна для подавляющего большинства субъектов федерации, – отметил Константин Зиновьев. – Изначально созданный как атрибут государственности, Конституционный суд Тувы в настоящее время фактически не работает».

Именно отсутствие реальных дел поставил в вину Конституционному суду республики глава Тувы Шолбан Кара-оол, говоря о планах его ликвидации. Выступая на аппаратном совещании в понедельник, 17 декабря, руководитель республики заявил, что за последние несколько лет он не рассмотрел ни одного дела. «Он даже не инициировал какое-либо общественно значимое событие, – подчеркнул Шолбан Кара-оол. – В условиях безденежья, считаю, что держать такой институт бессмысленно».

Конституционный суд Тувы был создан в 2003 году, когда руководителем республики был Шериг-оол Ооржак. Он появился для рассмотрения законов и других нормативных актов республики, уставов муниципальных образований, а также вопросов, связанных с нормативными актами органов местного самоуправления. На сайте института отмечается, что за первые шесть лет работы Конституционный суд Тувы рассмотрел 53 обращения. Но о периоде, который начался после 2009 года, когда стало стихать противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти республики, никакой информации нет.

Отсутствие реальной работы у Конституционного суда республики Шолбан Кара-оол назвал главной причиной его ликвидации. Тем более, что, по его данным, бюджет региона ежегодно тратит на содержание суда около 30 млн рублей. «Считаю нонсенсом любое иждивенчество, когда можно не работая, получать доходы, – заявил глава республики. – Вот именно поэтому я намерен в ближайшее время инициировать законопроект, чтобы из структуры власти убрать такой институт, как Конституционный суд республики Тува».

Как отмечают специалисты, потенциальная возможность создания Конституционных или судов, которые занимаются вопросами устава региона, реализована далеко не везде. По их оценкам, в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе» создание конституционных судов для субъектов РФ является лишь правом, а не обязанностью. «Например, в Новосибирской области, несмотря на упоминание в Уставе, Уставный суд так и не был создан, – заметил Константин Зиновьев. – Все это, видимо, объясняется тем, что законодательные органы субъектов РФ практически не занимаются своей непосредственной работой, а издаваемые ими законы зачастую дублируют общие положения федеральных законов».

Интересно, что планируя ликвидировать Конституционный суд республики, Тува закрепляет наметившийся в последние годы тренд. Согласно ему субъекты российской федерации вступили на путь избавления от правовых структур, существование которых не имеет смысла. Пионером в этом направлении в 2014 году стала Челябинская область, губернатор которой посчитал нецелесообразным содержание Уставного суда, в результате чего коллегия из 5 судей, на содержание которой тратилось 40 млн в год, была ликвидирована. Тенденцию продолжила Республики Бурятия, которая в апреле нынешнего года на сессии Народного Хурала упразднила Конституционный суд республики. До этого на этот созданный в 1995 году орган, рассмотревший за всю свою историю только 47 дел, тратилось 10 млн рублей ежегодно.

Правда, как считают специалисты, Туве наверняка придется столкнуться с любопытным юридическим казусом. «В то время как у всех субъектов РФ есть прописанное право на создание таких конституционных органов, непонятно, есть ли у них право на их ликвидацию, – предположил Константин Зиновьев. – Само существование такого органа как Конституционный суд прописано в Конституции Тувы, а, значит, ликвидация его будет уже противоречить основному закону республики».

Но безвыходных положений, как известно, не бывает. «Тут видится два варианта решения проблемы, когда возможно простое внесение изменений в Конституцию или элементарное приостановление деятельности Конституционного суда, где не предусмотрена ликвидация, – уверен Константин Зиновьев. – Хотя, с другой стороны, в праве существует и иной, расширительный, подход к понятию права на образование органов – как право на создание, так и право на его ликвидацию».

На фотографии глава Тувы Шолбан Кара-оол

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру