Тува: Параллельные экспортные коридоры Сибири нашлись на меридианах

Тува: Параллельные экспортные коридоры Сибири нашлись на меридианах

Восточноазиатский аспект, где ведущая роль отводится Китайской народной республике и Монголии, стал центральным на прошедшем во вторник, 23 октября, совместном заседании Совета полпреда президента России в СФО и Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС). По его итогам МАСС начала формирование заявки для включения в национальный проект «Международная кооперация и экспорт», куда Республика Бурятия и Омская область уже предложили внести предложения по отмене запрета на ввоз в Китай мяса и молока. В то же время глава Тувы Шолбан Кара-оол настаивает на радикальной реконструкции пограничного пропуска «Хандагайты», который должен стать реперной точкой поддержанного МАСС проекта автомобильного трансграничного транспортного коридора из Красноярска в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. Одновременно руководители сибирских регионов поддержали предложение Тувы о разработке программы «Развитие сибирских экспортно-ориентированных трансграничных коридоров», куда уже предлагается внести несколько ключевых для республики инициатив о создании воздушного и энерго- мостов в Китай и Монголию, а также проект строительства железной дороги Курагино – Кызыл.

Движение экспорта по параллелям

«В первый раз вижу выпуклую картинку, где бы представлены все узкие транспортные места Сибирского федерального округа, – отметил эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов, комментируя итоги заседания Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». – Во всяком случае, впервые все они представлены наглядно, в то время как раньше разговоры шли о каких-то отдельных узлах транспортной системы региона».

Как отметил эксперт, полноценно на совете МАСС не прозвучали только предложения о возобновлении строительстве автодорог южных транспортных коридоров из Новокузнецка в Абазу и из Кош-Агача в Монгун-Тайгинский кожуун Тувы. «Но даже Хакасия, из которой на восток, запад и север уходят три железнодорожные ветки, заявила о грядущих проблемах, связанный с вывозом угля, – отметил Андрей Тихонов. – Не говоря уже о том, что наконец-то какая-то ясность появилась с железной дорогой в Туву».

Представлял на Совете МАСС сложившиеся в сибирском регионе основные транспортные проблемы заместитель председателя правительства Республики Тува Александр Брокерт. «Все транспортные коридоры России, как правило, выстроены по параллелям, а коридоров, расположенных по меридианам, довольно немого, – отметил вице-премьер республики. – В Сибири ситуация более сложная. Вся центральная ее часть практически не имеет выходов на внешние рынки, хотя весьма перспективный Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, ВРП которого оценивается в 125 млрд долларов, а население составляет 25 млн человек, находится гораздо ближе, чем Тихоокеанские порты и западные границы страны».

В качестве вариант решения проблемы Республика Тува предложила создание автомобильного трансграничного транспортного коридора из Красноярска и Абакана в китайский Урумчи. «Для того, чтобы добраться красноярским предпринимателя до российско-монгольского КПП «Ташанта» в Горном Алтае потребует преодолеть 1727 км, а до Кяхты – 2710 км, – отметил глава Тувы Шолбан Кара-оол, ставший весной нынешнего года председателем межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». – В то же время после создания на пункте перехода госграницы «Хандыгайты» оптово-логистического или оптово-распределительного центра позволит красноярцам сократить этот путь на более чем на 600 км».

Многострадальный многосторонний переход

По решению Совета, обустройство автомобильного пункта приграничного пропуска «Хандагайты», который станет реперной точкой проекта, предлагается внести в коллективную заявку для включения в национальный проект «Международная кооперация и экспорт». «Приказы 2001 года до сих пор остаются определяющими для этого приграничных пункта, который пока остается двухсторонним для прохода только граждан Монголии и России, – рассказывал на заседании Александр Брокерт. – Но если только установление безвизового режима между Россией и Монголией позволило увеличить пассажиропоток между странами в четыре раза, то, по нашим прогнозам, снятие административных барьеров и придание статуса многостороннего (для граждан третьих стран) пограничному пункту «Хандагайты», который мы уже называем енисейским бриллиантом», позволит увеличить товарооборот в 2 – 2,5 раза».

Впрочем, не столько Монголия, сколько Китай стал главной страной, к которой регионы Сибирского федерального округа планируется выстраивать особые взаимоотношения. В протоколах Совета межрегиональной ассоциации нашли отражения инициативы Республики Бурятия и Омской области по отмене запрета на ввоз в Поднебесную мяса и молока. «Китай полностью открыт для поставок молочной продукции, например, из Белоруссии, – заявил на заседании Совета МАСС губернатор Омской области Александр Бурков. – Но почему-то в России запрещен экспорт в эту страну, которая является одним из перспективнейших мировых рынков».

Губернатор Прииртышья Александр Бурков поддержал главу Тувы Шолбан Кара-оола, обратившего внимание совета МАСС на то, что железная дорога Курагино – Кызыл должна составить конкуренцию транспортному коридору через Казахстан, который сейчас создается в рамках проекта «Новый шелковый путь». «Есть информация, что казахстанский проект планируется соединить с российскими железными дорогами только в Челябинской области, – отметил Александр Бурков. – Тогда та часть Транссибирской магистрали, которая проходит по территории Сибирского федерального округа, окажется выброшенной».

Показательно, что проект поддержал спикер Верховного совета Хакасии Владимир Штыгашев, который сначала высказался в довольно экстравагантной форме, назвав проект «чепухой» и «благими намерениями». Однако в ходе своего выступления выяснилось, что председатель республиканского парламента полагает, что проекту железной дороги в Туву должна предшествовать реконструкция южно-сибирского железнодорожного коридора по маршруту Новокузнецк – Абакан – Тайшет. «В ближайшие пять-шесть лет нагрузка на этом направлении будет увеличена на 50−60 млн т груза», – отметил Владимир Штыгашев, по мнению которого только после этого стоит заниматься проектом Курагино – Кызыл.

Полеты во сне и наяву

В итоговом протоколе совета межрегиональной ассоциации нашли отражение предложение о строительстве железной дороги Курагино – Кызыл с продлением ее в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. Проект уже вошел в программу «Развитие сибирских экспортно-ориентированных трансграничных коридоров», куда уже предлагается внести несколько ключевых для республики инициатив о создании воздушного и энерго- мостов в Китай и Монголию.

«Трудно делать бизнес на перекладных, когда сегодня в столицу Монголии Улан-Батор прямые рейсы есть только из Иркутска или Улан-Удэ, – заметил Шолбан Кара-оол, рассказывая, что аэропорт Кызыла в ближайший год должен получить статус международного аэропорта. – Поэтому мы намерены продвигать проекты международные авиасообщения Улан-Батор – Кызыл – Новосибирск и Улан-Батор – Кызыл – Красноярск, а также в Урумчи».

Но если авиасообщение с соседними странами Тува планирует открыть только в следующем году, то строительство 400-киметровой железной дороги Курагино – Кызыл, по словам главы Тувы Шолбана Кара-оола, может начаться уже в нынешнем году. «Оправданность строительства железной дороги стопроцентная, – отметил председатель МАСС Шолбан Кара-оол, подчеркнув, что именно монгольская сторона выступила с инициативой продолжения магистрали до Китая – А для нас, детей реки Енисей, она будет иметь колоссальное значение».

Проект, как известно, осуществляется на основе ГЧП с применением механизма концессии, соглашение к которому в апреле этого года подписал российский премьер Дмитрий Медведев. Общий объем инвестиций в железную дорогу протяженностью 410 км, которая пройдет через три горных хребта, где будет построено 8 тоннелей и 127 мостов, оценивается 192,4 млрд рублей.

И хотя 18 октября на окружном совещании с Минстроем России, Росжелдором и Полеты во сне и наяву вопросы по экспертизе проектно-сметной документации железнодорожной ветки Элегест-Кызыл-Курагино, полномочный представитель президента России Сергей Меняйло предупредил, что подготовленная документация проекта еще будет корректироваться. «Готовьте своих представителей для работы в рабочей группе, которую будет создавать Минстрой по моей инициативе», – отметил полпред, обращаясь к главам Красноярского края и Тувы Александру Уссу и Шолбану Кара-оолу.

Фото http://sfo.gov.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру