В этом году Тува развернула беспрецедентное по объемам строительство – в общей сложности 276 объектов на 6 млрд. рублей. Среди них такие социально важные как школы, ФАПы, интернат, клубы, более 20 яслей для детей до 3 лет, мост Коммунальный, спортсооружения, Дворец молодежи, жилье. Даже в советские годы одновременно столько не строилось. В правительстве Тувы считают, что это серьезное испытание для строительного комплекса, для всех, кто вовлечен в стройку, в исполнение госзаказа, начиная с глав администраций и отраслевых министров и заканчивая субподрядчиками. В таком напряженном режиме хорошо проявляются системные проблемы всей строительной отрасли.
На аппаратном совещании прозвучало, что республика сегодня остро ощутила необходимость возрождения собственного производства железобетона, которое было разрушено в 90-х, создания индустрии стройматериалов, где использовалось бы местное сырье. Ведь многие сбои в графике строительства были вызваны закупками железобетонных изделий в Хакасии. Абаканский завод ЖБИ просто не успевал физически выдать столько плит и других комплектующих. Приходилось ждать в очередях. Чем чреваты задержки строительстве объектов по госзаказу – известно. Если регион опоздает со сроками сдачи, то у него просто отберут неосвоенные деньги федеральных субсидий, но еще и оштрафуют. Санкции могут достигать 10 % от цены проекта. Это десятки миллионов рублей. Глава Тувы Шолбан Кара-оол отмечает, что такие потери, конечно же, недопустимы. Он предупреждает коллег, что отвечать за это придется не только Минстрою. Каждый из руководителей подписывал отраслевое соглашение по всем проектам.