Тува из дикого края может стать новыми транспортными воротами России

21.08.2018 в 07:39, просмотров: 674
Тува из дикого края может стать новыми транспортными воротами России

Строительство железной дороги в Туву может быть возобновлено уже осенью нынешнего года. Реанимация проекта создания магистрали, которую считают одним из крупнейших инфраструктурных проектов России, имеет принципиальное значение для многих. Для врио губернатора Красноярского края Александра Усса, заявившего об этом в прошлую пятницу на инвестиционном форуме в Минусинске, дорога Курагино – Кызыл должна стать «первой ласточкой» в проекте «Енисейская Сибирь», поддержку которому высказал президент России Владимир Путин. В то же время всем очевидно, что активизация проекта была бы невозможна без активной позиции главы Тувы Шолбана Кара-оола, для которого эта железная дорога стала принципиальным моментом. Именно он приложил немало усилий для того, чтобы проект сначала приобрел свои технические очертания, а после того, как из-за мирового финансового кризиса произошел сбой в его реализации, Шолбан Кара-оол стал инициатором переформатирования тупиковой железнодорожной ветки в транспортный коридор в Юго-восточную Азию.

«Если ничего сверхъестественного не произойдет, – подчеркнул Александр Усс, рассказывая в минувшую пятницу участникам инвестиционного форума «Развитие южных территорий Красноярского края» о конкретных сроках начала строительства магистрали Кызыл – Курагино. – Вот буквально этой осенью».

В желании врио губернатора Красноярского края сплюнуть три раза через левое плечо было нечто естественное. Железная дорога в Туву с самого начала была названа главным смыслом проекта «Енисейская Сибирь, который стал ключевым для Александра Усса. Проект, явно выходящий за рамки локального, поддержал президент РФ Владимир Путин и претендует на включение в Стратегию пространственного развития страны. Сбоев, которые уже случались в осуществлении этого проекта, не хотелось повторять. «В крае имеется порядка 10 проектов, которые, находясь в высокой степени готовности, отчасти взаимосвязаны друг с другом, – подчеркивал Усс. – И, что не менее важно, некоторые из них межрегиональные».

Железная дорога Курагино – Кызыл имела для республики принципиальное значение. «Тува всегда была регионом «на вырост», – заявил помощник министра оборо-ны России Сергея Шой гу, политолог Андрей Ильницкий. – Настало время, когда серьезный бизнес должен сделать первые шаги для того, чтобы зайти сюда. Дорога, в первую очередь, даст возможность заработать в полную силу имеющимся там угольным разрезам, а также освоению других природных ископаемых».

Обсуждения создание железной дороги в Туву велись почти век. Начались они еще в царские времена, продолжились в довоенные и послевоенные годы. Однако реальные технические очертания проект приобрел, когда главой Республики Тува стал Шолбан Кара-оол. Но из-за мирового финансового кризиса строительство магистрали, начавшееся в 2011 году с того, как президент России Владимир Путин вбил золотой символический костыль в шпалу участка железной дороги около Кызыла, остановилось в самом начале, когда всего было построено около километра железнодорожного полотна.

Нынешнее возобновление строительства железной дороги также было бы невозможно без активной позиции главы Тувы. Понимая ее стратегический смысл, Шолбан Кара-оол выдвинул идею превращения изначально тупиковой ветки в серьезный железнодорожный транспортный коридор в Монголию и Китай. На площадке Восточного экономического форума во Владивостоке премьер республики встретился с президентом Монголии Халтмагийном Баттулгой, где не только была обсуждена возможность создания единой железнодорожной сети, но и были достигнуты первые договоренности.

Прорывом в этом направлении стал майский визит в Монголию главы Тувы Шолбана Кара-оола, который стал первым руководителем субъекта РФ, приглашенным в эту страну с официальным визитом. В ходе переговоров выяснилось, что позиция страны довольно серьезно изменилась в позитивную сторону. Если раньше железную дорогу в тувинском направлении Монголия планировала строить только до угольного месторождения Овоот в Хубсугульском аймаке, то теперь в стране началось ее проектирование до российско-монгольской границы.

«Монголия сделала хорошее встречное предложение, – заявил по итогам визита Шолбан Кара-оол, подчеркнув, что не только президент Монголии, но и правительство страны поддерживает сближение наших государств и регионов. – Железная дорога от Эрдэнэта на север, к российской границе, навстречу ветке «Кызыл–Курагино» уже строится».

Позитивные оценки усилий главы Тувы уже звучат. Как считает депутат Госдумы Виктор Зубарев, выход тувинской железной дороги в Монголию и Китай, на чем настаивает Шолбан Кара-оол, даст возможность в перспективе стать одним и направлений «Нового шелкового пути».

«В условиях формирования новых сегментов межгосударственных экономических и гуманитарных связей нам необходимо ускорить движение и товаров, и людей, – отметил депутат. – Строительство железной дороги изменит не только объемы поставок угля из республики, но и создаст предпосылки для нового роста на юге края с созданием тысяч новых рабочих мест и сотен миллионов налоговых отчислений».

«С точки зрения пространственного развития такое железнодорожное сообщение, о котором говорит руководитель Республики Тува, выглядит очень перспективным, – сообщил директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. – Если рассматривать проект в рамках концепции «Енисейская Сибирь», это дает возможность связать Тыву и Красноярск в единый экономический узел».

Политолог убежден, что даже при таком варианте республика действительно сможет получить толчок к развитию, а предложенный Шолбаном Кара-оолом вариант открывает особые перспективы выхода в Юго-Восточную Азию. «Конечно, на сегодняшний день важно хотя бы связать между собой три соседних субъекта: Хакассию, Тыву и Красноярский край, что уже даст колоссальный экономический эффект, но проект может быть продлен через монгольские Мурэн и Булган в Улан-Батор, а оттуда – в Китай, в Пекин, – отметил Илья Гращенков. – В таком случае Тува из дикого края рискует стать новыми транспортными воротами России».