Люди Тувы: Балетмейстер Марат Тумат – патриот и незаурядный талант

Люди Тувы: Балетмейстер Марат Тумат – патриот и незаурядный талант

Тумат Марат Александрович – педагог-репетитор балета ГБУ «Тувинский национальный ансамбль песни и танца Саяны», лауреат международных конкурсов артистов балета. Окончил Бурятское Государственное хореографическое училище (артист балета), Санкт-Петербургскую Государственную академию театрального искусства (менеджер исполнительских искусств), Восточно-Сибирский Государственный институт культуры (педагогика балета).

Будучи учащимся, уже приглашался руководством Бурятского Государственного академического театра оперы и балета для исполнения сольных партий в таких постановках, как «Жизель» на музыку Адана, «Пахита» Минкус, «Щелкунчик» Чайковский и другие.

   После окончания училища был приглашен в Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета в качестве солиста балета. В дальнейшем вел творческую деятельность в таких прославленных театрах, как:

- Санкт-Петербургский Государственный Академический театр балета Бориса Эйфмана;

- Санкт-Петербургский Государственный Академический театр оперы и балета Консерватории;

- Санкт-Петербургский Государственный Академический театр балета имени Леонида Якобсона.

Марат Тумат работал с такими известными деятелями искусства, как Б. Эйфман (Санкт-Петербург), А. Макаров (Санкт-Петербург), А. Полубенцев (Санкт-Петербург), Ю. Григорович (Москва), Г. Алексидзе (Москва) и др.

 Был на гастролях в Японии, США, Канаде, Мексике, ЮАР, Китае, Египте, Южной Корее, Германии, Бельгии, Голландии, Хорватии, Греции, также в городах России.

  Учитывая большой опыт работы в ведущих балетных труппах России и незаурядный талант, в 2012 году Марат Тумат был приглашен в Тувинский национальный ансамбль песни и танца «Саяны». Работал преподавателем в Кызылском колледже искусств имени Чыргал-оола. На сегодняшний день он является одним из ведущих педагогов-репетиторов нашей республики. В 2019 году вместе с коллективом Марат Тумат занят постановкой и репетициями новой программы, посвященной 50-летнему юбилею ансамбля «Саяны».

- Расскажите, пожалуйста, о родителях и детстве.

Отец - Тумат Александр Тас-оолович, родом из Овюрского района, с. Дус-Даг, работал инженером. Мама - Тумат Людмила Николаевна, родом из Пий-Хемского района, г. Туран, заслуженный врач Республики Тыва и Почетный работник здравоохранения Российской Федерации.  Познакомились они в Кызыле и как молодые специалисты поехали работать в село Самагалтай. Я их первенец, помимо меня в семье еще три сестры: Марта, Марина, Милана. Родился я в Самагалтае. После окончания 3-го класса общеобразовательной средней школы меня отобрали, как талантливого ребенка учиться на артиста балета в Бурятское государственное хореографическое училище.

- По каким принципам Вас воспитывали родители?

   Родители с детства наставляли быть честным, трудолюбивым, ответственным и всегда добиваться в жизни поставленных целей. Помню, когда в детстве я просил что-нибудь купить, они говорили: «Сначала это надо заслужить, и тогда мы тебе купим». Оканчивался учебный год. И родители на мою просьбу купить велосипед сказали, что приобретут его, если у меня будут отличные годовые оценки. У меня была сильная мотивация, в результате я окончил 3 класса отличником и велосипед все-таки заслужил.

- Кем Вы хотели стать в детстве?

   В детстве я мечтал стать художником, первоклассником сам пошел и записался в кружок рисования. В классе состоял в редколлегии, рисовал стенгазеты. Тогда у меня даже в мыслях не было, что моя жизнь будет связана с хореографией.

- С какими выдающимися балетмейстерами Вы работали?

    Когда работал в Новосибирском оперном театре, мне выпала честь танцевать в спектаклях великого балетмейстера Юрия Григоровича «Спартак», «Легенда о любви». Исполнял роль принца в постановке спектакля «Щелкунчик» балетмейстера Георгия Алексидзе. Большое значение в моем творческом становлении сыграл балетмейстер Борис Эйфман, который пригласил меня работать в Санкт-Петербургский Государственный Академический театр балета на балет «Пиноккио» на главную партию Пиноккио. У него совершенно другая, особенная пластика танца, которая заставляет артиста трансформироваться в определенные образы. Работая с таким великим балетмейстером, артист приобретает бесценный опыт работы в разных стилях и жанрах хореографии.

В Санкт-Петербургском Государственном Академическом театре балета имени выдающегося Леонида Якобсона я начал работать с 1996 года  до приглашения в родную Республику Туву. Леонид Якобсон - последователь и продолжатель знаменитого русского хореографа– реформатора М. Фокина, был ярким хореографом-импровизатором, постоянно ищущим новые выразительные средства и формы. Он мастер миниатюры: «Баба Яга», «Снегурочка», «Кумушки», «Тройка» и другие. В его полнометражных спектаклях сочетаются героика и лирика, самые знаменитые из них «Спартак», «Шурале», «Клоп», «Свадебный кортеж».

- На каких известных сценах и концертных площадках Вы выступали?

   В Петербурге выступал почти на всех площадках, так как театр им. Л. Якобсона не имеет своей сцены. Довелось мне танцевать на таких всемирно известных сценах, как Мариинский театр, Михайловский театр, Большой концертный зал «Октябрьский», Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Большой театр, концертный зал им. П.И. Чайковского, Государственный Кремлёвский Дворец. Когда я вспоминаю своё первое выступление на сцене Мариинского театра в партии шута в спектакле «Лебединое озеро», после увертюры и открытия занавеса в момент вылета в прыжке, было такое ощущение, что я завис в воздухе, от волшебного понимания, что я танцую на сцене легендарного театра.  В театре своя особая атмосфера, там даже запах именно Мариинского театра. Такие сцены обязывают выкладываться на сто процентов, но это не значит, что на менее престижных сценах можно позволить себе расслабиться.

- Какие сыгранные Вами роли особенно значимы для Вас?

   Когда работаешь над ролью в спектакле, всегда полностью погружаешься в процесс создания образа, независимо от того нравится тебе данная партия или нет. Поэтому в каждой роли всегда старался полностью выложиться и раскрыться. Таким образом, вложив душу и каждодневные изнуряющие повторения движений в процессе репетиций, роль становится значимой и ценной. Но, хотел бы отметить такие партии как, принц в балете «Щелкунчик», Пиноккио «Пиноккио», Шут «Лебединое озеро», Чипполино «Чипполино», танец Этрусков «Спартак» и др.

- Постановка, каких произведений встречает отклик у тувинского зрителя?

   Что касается тувинского зрителя, то ему интересны разные танцевальные жанры. Начиная от национальных танцев, классического балета, стилизованных народных танцев и заканчивая современными танцами. Поэтому мы предлагаем зрителю разные программы, а для их постановок приглашаем разных балетмейстеров. Например, в 2018 году балетмейстер из Москвы Константин Семенов поставил одноактный спектакль «Журавлиная скала». Также есть танцы из «Золотого фонда» ансамбля. Это очень хорошо и для артистов балета. Танцуя в разных жанрах, артист повышает свой профессиональный уровень. В современном танцевальном мире техника исполнения движений стала очень виртуозной в плане высоты прыжков, вращений, растяжки, стилей.

- Что для Вас танец?

Хореография – это что-то магическое и сильное, один раз полюбил и уже не можешь без неё жить. Я уже не танцую, но очень часто мне снятся сны, будто опаздываю на концерт. Мне надо сделать грим, найти костюм, музыка звучит, я опаздываю – и просыпаюсь. Или я делаю бесконечные пируэты, прыгаю различные комбинации. Это наверное, сидит во мне очень глубоко. Даже моя старшая дочь Майя, которой скоро 6 лет, кое-что знает из терминов хореографии, сама делает растяжки и пробует танцевать под классическую музыку. Младшей дочери Дарье скоро два годика, она очень музыкальная, любит слушать музыку, петь, танцевать.

- Каким образом семья поддерживает Вас в творчестве?

  Отношения у нас в семье держатся на взаимоуважении и взаимопонимании. Супругу мою зовут Надежда Васильевна, она дизайнер по вышивке. Познакомились мы в Санкт- Петербурге на набережной Невы. Я пригласил ее на спектакль «Лебединое озеро», так появилась наша интернациональная и дружная семья. Именно она дает мне силы для творчества. После работы я прихожу домой, меня ждет вкусный ужин, у двери встречают мои дети. Для меня важно обнять своих детей, вместе проводить досуг, готовить вкусные тувинские и русские блюда к нашим, теперь уже общим праздникам.

- Расскажите, пожалуйста, о ваших многочисленных друзьях, которые разбросаны по всему миру и с которыми вы поддерживаете творческие связи.

   Когда мы учились в Улан-Удэ, там были русские, тувинцы, буряты, монголы, украинцы. У нас не было понятия, кто какой национальности, мы все были интернатовские, как братья и сестры, всё было общее. Потом, когда я уехал работать в Петербург, в театрах работали представители разных национальностей - из Японии, Китая, Вьетнама, Узбекистана, Финляндии, США, Канады, то есть интернационал был полный. Многие мои друзья живут в разных странах мира. Кто-то живет в Англии, хотя родился в Ош, это Киргизия. Другой друг живет в Японии, женат на японке, у них трое детей. Семейная пара живёт и работает в Канаде, супруг родом из Узбекистана, супруга из Санкт - Петербурга. Еще есть друг, он русский, а жена американка, живут в штате Флорида в Америке. Для нас артистов, понятия национальности не существует, главное, чтобы был Человек с большой буквы. Высокопрофессиональные артисты балета могут работать в любой точке земного шара, в самых престижных театрах. Язык танца понятен всем людям.

- Что бы Вы пожелали подрастающему поколению и над чем вы сейчас работаете?

. Нашим последователям по творчеству и в целом подрастающему поколению хотелось бы пожелать больше смотреть глубже в себя, не зацикливаться на смартфонах, на лайках, на внешне фальшивой красивой жизни. Надо уметь видеть истинную внутреннюю красоту каждого человека, относиться друг к другу с уважением, почитать старших, по возможности помогать ближним, жить в гармонии с природой и беречь ее. Раздвигать свои границы своего сознания чтением, освоением новых навыков, открытием новых горизонтов, посещением концертов нашего ансамбля.

   Мы сейчас готовимся к юбилейным мероприятиям ансамбля «Саяны», которые пройдут 7-8 июня в Тувинском национальном музыкально-драматическом театре имени В.Кок-оола. Первый день будет представлена программа из «Золотого фонда» ансамбля, во второй день – новая концертная программа.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру